Оздоровительная работа в ДОУ построена на диагностической основе. Медицинский и педагогический мониторинг позволяют получать нам достоверные данные о физическом и умственном развитии каждого ребенка, состоянии его здоровья, дать прогнозы на будущее, составить индивидуальные карты оздоровления. Мониторинг предусматривает тесное сотрудничество медицинского персонала с воспитателями, инструктором физкультуры и родителями. Результаты обследование обсуждаются на педагогических совещаниях с целью анализа и корректировки оздоровительных мероприятий. На всех детей разработаны листы здоровья, где два раза в год фиксируются данные о здоровье детей, антропометрия, а врач детской поликлиники записывает рекомендации. В СПб ГАДОУ детский сад № 18 ежегодно проводятся плановые осмотры детей узкими специалистами. Кроме того, на основании комплексной диагностики мы ежегодно анализируем состояние здоровья воспитанников, планируем физкультурнооздоровительную и медицинскую работу в текущем году и прогнозируем основные направления работы на будущее. Ежегодно разрабатывается план оздоровления на год, с учетом возрастных и психологических особенностей контингента детей групп. Такой план включает в себя систему организационных, профилактических и оздоровительных мероприятий. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы Без физической культуры и физического здоровья мы не представляем жизнь наших воспитанников. Что мы для этого делаем? Проводим физкультурно-оздоровительные мероприятия, каждое из которых, решая общую задачу укрепления здоровья, ставит тем не менее определенную цель. Основные направления физкультурных мероприятий: - тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; - предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; - предупреждение проявления отрицательных эмоций. Системная работа по физическому воспитанию включает: - утреннюю гимнастику; - физкультурные занятия с компонентами упражнений для профилактики плоскостопия, нарушений осанки; - динамические паузы и физминутки; - подвижные игры и упражнения на улице и в помещении (в холодный период года); - гимнастика после сна; - спортивные досуги, праздники, соревнования. Дети обучаются: -выполнять общеразвивающие упражнения для различных групп мышц; -основным движениям: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, упражнениям в равновесии; -играют в подвижные игры; -обучаются элементам спортивных игр. С детьми проводятся упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для формирования правильной осанки. Кроме того, еженедельно проводятся два музыкальных занятия, связанных с движениями, ритмическая пластика (как дополнительная платная услуга), музыкальное развлечение. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5—2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. В группах раннего возраста и младшей группе цель физкультурных занятий — доставить детям максимум удовольствия от движений, научить их ориентироваться в пространстве физкультурного зала и площадки, использовать снаряды по назначению, владеть приемами элементарной страховки. В среднем и старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию физических качеств, в первую очередь выносливости и силы. Гимнастика после сна также помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки. При таком количестве физкультурных мероприятий должно обеспечиваться максимальное их разнообразие, иначе детям станет неинтересно. Поэтому разработано много вариантов. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз, а то и вовсе не повторяется. Но, какие бы варианты ни были использованы, обязательная их составляющая — оздоровительный бег. Осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребенка. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. С этой целью разработан и усовершенствован двигательный режим для воспитанников детского сада. В режим дня включены: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Все это помогает создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания. При составлении программ активного отдыха большое место отводится подвижным и спортивным играм, эстафетам. Разработано перспективное планирование Дней здоровья и спортивных досугов. В учреждении проводятся консультации для педагогов и родителей по организации физкультурно-оздоровительной, двигательной деятельности ребенка в детском саду и дома. Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости. Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в детском саду имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными бумами и скамейками, дугами для подлезания, кубами для спрыгивания, мишенями, подвесными канатами, веревочными лестницами, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений. Закаливание в ДОУ Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач детской поликлиники. При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма. Это важно знать - если Вы собираетесь привести ребенка в детский сад после длительного отсутствия (от 3 дней и более) не забудьте: * взять справку от педиатра * позвонить до 12 часов накануне и поставить ребенка на питание. Ковальская Инна Валерьевна Подписано цифровой подписью: Ковальская Инна Валерьевна Дата: 2021.02.09 14:07:05 +03'00'