10.09.2020
Статья: Основная цель занятия математикой
Автор: Карпус Мария Александровна
«Природа формулирует свои законы языком математики».
Эти слова принадлежат Г. Галилею.
И действительно, что бы не происходило и не протекало в нашем мире, все
одинаково для целых групп, классов объектов, это позволяет, решив задачу в
общем виде, не решать ее в каждом следующем частном случае заново. Например: 3+2 всегда 5, о чем бы ни шла речь – о
песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.
Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение,
что мир не есть хаос, а скорее всего некая конструкция, которая имеет свой
порядок. Математика дает
возможность увидеть, этот как в природе, так и в истинном искусстве интуитивное
ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство
ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение
уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому
постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа
как божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц популярных
журналов мы узнаем о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а
дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные
задатки.
Из популярной книги «За страницами учебника математики» (авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин) можно почерпнуть
много интересных исторических сведений, в том числе и о том, как появились
названия первых чисел.
Ученые считают, что сначала
названия получили только числа 1 и 2. по радио и по телевидению часто
приходиться слышать: «… исполняет солист Большого театра …». Слово «солист» означает «певец,
музыкант или танцор, который выступает один». От этого же латинского
слова – «солюс» - один - происходит и «солидарность», т. е. единство. Да и русское
слова «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они
исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во
многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами…
Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали
местоимениями «я» и «ты», а были языки, где «один» звучало
так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина».
Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир –
его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у
многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по
горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, юг, запад и север, знали
четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4.
Пальцы рук оказались на столько
тесно связаны со счетом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пясть» - часть кисти руки.
Числа мы найдем и в мире природы: у вех насекомых по 6 ног, а пчелы строят соты
в форме правильных шестиугольников.
Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и
всю Вселенную. В их храмах было 7 ступеней, освещались эти храмы
семисвечниками.
В древних памятниках письменности число 12 встречалось
очень часто и всегда играло особую роль. У пророка оказывается ровно 12 верных
последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели 12
основных богов, которым они поклонялись.
Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из
них во время всемирного потопа дождь шел 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках
рассказывали про Али-Бабу и 40 разбойников.
Следы же счета шестидесятками сохранились до наших дней.
Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д.
Окружность делят на 360 градусов, а градус – на 60 минут… Так что самые точные
часы и угломерные приборы хранят в себе память о глубочайшей древности.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в
мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми
ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую
смысловую роль. В таких как: «Двое из ларца», «Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя» и м. д.
Знакомя детей с математикой важно не сколько добиться
запоминания таких как геометрических фигур, сколько дать представления о
многообразии и красоты форм в природе и искусстве. Это же касается отношения
подобия в природе, линии, цвета. Точность и строгость математики как науки никак не должны
выливаться в сухость ее преподавания детям;
отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать
искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не
зная, что это математика, а
старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.
«Мир построен на
силе чисел» ПИФАГОР
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.09.2020
Дата обновления: 10.09.2020
Дата публикации: 10.09.2020