10.11.2020
«Родителям о правилах дорожного движения»
Автор: Рыженкова Татьяна Валерьевна
Родители для детей являются
образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным,
если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом,
не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к
тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья
поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. С
каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, вместе с
этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием
детей.
Анализ ДТП показывает, что
главная причина дорожных трагедий — отсутствие у детей навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь,
замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть
возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за
стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.
п., закрывающих обзор проезжей части). Каждый родитель должен своевременно
обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка
потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.
Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного
поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их.
Дорога с ребенком в детский сад и
обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него
навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно
заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах
города надо где-то лет с 5—6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс.
Однако
у
ребенка целая гамма привычек,
неосознанно и независимо, возникает с самого раннего детства, и некоторые из
них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него,
смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому
во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5 — 2 лет, надо
формировать у него комплект «транспортных» привычек.
У детей 2–3 лет должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки,
правила:
·
по улицам ходить одному нельзя,
можно только с родителями или с другими знакомыми взрослыми;
·
дорогу можно переходить, только держась за руку
взрослого человека;
·
рядом с дорогой надо быть очень внимательным.
У детей 3–4
лет должны начать
активно формироваться следующие
привычки, навыки,
правила:
·
не подходить к краю тротуара и ни при каких
условиях не ступать на проезжую часть дороги;
·
транспорт и дорога могут быть
безопасными, если выполнять определённые правила и требования.
А также
закрепляться следующие привычки, навыки, правила:
·
по улицам ходить одному нельзя,
можно только с родителями или с другими знакомыми взрослыми;
·
дорогу можно переходить, только держась за руку
взрослого человека;
·
дорога полна неожиданностей и может таить в себе
опасность.
К
пяти годам у детей формируются следующие
привычки, навыки и правила
дополнительно к тем, которые
сформировались в предыдущий год:
·
ходить можно только по тротуарам, не мешая другим
пешеходам;
·
играть и бегать по тротуарам
нельзя — это опасно, так как можно заиграться и выбежать на проезжую часть;
·
движение на дорогах регулируется светофором и
Правилами дорожного движения;
·
у транспортного светофора три сигнала, у
пешеходного светофора — два;
·
дорогу можно переходить только
тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный или надземный переход,
то безопаснее переходить по этим переходам. Даже если переходишь по правилам (на
зелёный сигнал пешеходного светофора и по пешеходному переходу), всё равно
необходимо
быть предельно внимательным.
Привычки,
навыки и правила, которые усваивают дети
старшего дошкольного возраста:
·
если возникла необходимость
перейти дорогу, необходимо найти ближайший пешеходный переход, дойти до него,
остановиться, осмотреться, посмотреть налево, направо, ещё раз налево, а затем,
убедившись в своей безопасности, в отсутствии близко идущего транспорта, по
пешеходному переходу перейти дорогу, продолжая наблюдать за дорожной
обстановкой;
·
когда едешь в автобусе,
троллейбусе, другом маршрутном транспорте, надо обязательно держаться за
поручни, чтобы не упасть при резком торможении;
·
играть возле дороги и даже стоять у края проезжей
части дороги — опасно;
·
выйдя из транспорта, не надо
спешить; необходимо подождать, пока автобус, троллейбус отъедут от остановки, а
потом найти пешеходный переход и перейти дорогу по нему.
У детей 6–7 лет должны
сформироваться следующие привычки, навыки, правила поведения:
·
прежде чем куда-то идти —
мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места наибольшей опасности;
·
из всех маршрутов движения выбрать наиболее
безопасный;
·
переходить
дорогу только по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора,
предварительно убедившись в том, что все машины остановились и пропускают
пешеходов;
·
требования дорожных знаков и светофоров не
обсуждаются, а выполняются на 100%;
·
реагировать на все изменения
погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности.
Дошкольники по своим особенностям
импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим
детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных
ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо
стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет внимателен
и осторожен, соблюдать правила дорожной безопасности, с ним ничего плохого не
случится.
Для этого родители должны как
можно чаще сопровождать ребенка на улице, соблюдая следующие обязательные
требования:
·
из дома выходите заблаговременно, так, чтобы
ребенок привыкал идти по улице не спеша;
·
перед переходом проезжей части
обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо
спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и
бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;
·
приучите детей переходить
проезжую часть только на пешеходных переходах и перекрестках;
·
никогда не выходите на проезжую
часть из-за стоящего транспорта и других предметов,
закрывающих вам обзор: стоящий на остановке
транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди; необходимо отойти от него до
ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую
часть;
·
увидев трамвай,
троллейбус, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите;
приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать
следующего транспорта;
·
выходя на проезжую
часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком; он должен привыкнуть, что
при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание
только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с
которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);
·
переходите улицу
строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей
и более быстро покинуть проезжую часть;
·
там, где есть
светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно
обязательно убедитесь в безопасности перехода; ребенок должен
привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят
дорогу, даже если нет автомобилей;
·
при переходе и на
остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он
может неожиданно выбежать на проезжую часть;
·
из автобуса,
троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите первыми, впереди детей; в противном
случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за
стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок
переходил или перебегал дорогу впереди вас — этим вы приучите его не смотреть
по сторонам;
·
привлекайте ребенка
к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины,
которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой
скоростью (их надо пропустить, которые вы заметили издали; подчеркивайте свои
движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю
за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т. д. ;
·
покажите безопасный путь в детский
сад, школу, магазин;
·
следите за тем,
чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и
не вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Уважаемые родители, помните:
НИКОГДА В ПРИСУТСТВИИ РЕБЕНКА НЕ НАРУШАЙТЕ ПДД — плохой пример заразителен, а ребенок обучается
правилам безопасного поведения на проезжей части,
прежде всего на Вашем примере.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2020
Дата обновления: 10.11.2020
Дата публикации: 10.11.2020