17.11.2020
Статья «Как подготовить ребенка к школе»
(рекомендации для родителей)
Автор: Бусло Л.А.
Подготовка к школе –
процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми
следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до
этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но
и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми
и сверстниками.
В детском саду дети
получают навыки счета, развивается мышление, память, внимание, усидчивость,
любознательность и другие важные качества. Дети получают понятия
нравственности, прививается любовь к труду.
Готовность к школе подразделяется на:
·
физиологическую,
·
психологическую
·
познавательную.
Все виды готовности
должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в
полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со
сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая
готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что
ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его
здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков),
координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать
ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и
понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за
столом, осанка и т. п.
Психологическая
готовность ребенка к школе
Психологический
аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,
личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная
готовность к школе означает:
-к первому классу у
ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен
ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до
магазина и так далее;
- ребенок должен
стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать
возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и
социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть
коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении
не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь
оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и
признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это
означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания
взрослых и сверстников;
- нравственное развитие,
ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать
поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты,
а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои
ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая
готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком,
почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к
учению и получению новых знаний;
- способность ребенка
выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная
программа;
- усидчивость –
способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и
выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
• Познавательная
готовность ребенка к школе
Данный аспект означает,
что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и
умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен
знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание
• Заниматься каким-либо делом, не
отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между
предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу,
например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать
движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность,
где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед
игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен
хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математические
представления
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет
от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам,
четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на
листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков,
скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5
предложений.
4) Мышление
• Заканчивать предложение, например,
«Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов,
например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака,
заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий,
чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках,
стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым,
простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика
• Правильно держать в руке ручку,
карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их,
не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии,
нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь
• Составлять предложения из нескольких
слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке
и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с
правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких
животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления
природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и
отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие
бывают профессии.
Тренируем
руку ребенка
Очень важно развивать мелкую моторику
ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка
в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую
ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться,
но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно
делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите,
чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете
нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать,
после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а
его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и
детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите
вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить
книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме
этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки,
завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Важная задача перед родителями –
научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом
или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто
не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё
рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее
всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,
подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к
замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение
взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но
вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам
с ответственностью относится к ней.
С того момента, когда ваш ребенок
впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь,
чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении
всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку,
ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте
ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в
будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете
гордиться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2020
Дата обновления: 17.11.2020
Дата публикации: 17.11.2020