18.11.2020
Статья
«Здоровый образ жизни»
Автор:
Полякова Л.А.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ - это концепция
жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с
помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и
отказа от вредных привычек. Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к
проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку
уже требуется психологическая или медицинская помощь. Здоровый образ жизни
является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека,
достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных
функций. В соответствии с ФГОС ДО одной из приоритетных задач является
сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Выдающийся
педагог – новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский в своей книге
«Сердце отдаю детям» писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о
здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
Понятие
о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Готовность к здоровому
образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет,
прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Огромную
роль в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста играет
семья. Основной задачей для родителей и
воспитателей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему
здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести
здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая
ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет
ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Формируя
здоровый образ жизни ребенка, родители и воспитатели должны привить ребенку
основные знания, умения и навыки:
·
-
знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
·
-
умение правильно строить режим дня и выполнять его;
·
-
умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях
(дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья);
·
-
умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить
выход из них;
·
-
знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
·
-
понимание значения «здоровый образ жизни» для личного здоровья, хорошего
самочувствия, успехов в занятиях;
·
-
знание основных правил правильного питания;
·
-
знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
·
-
умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
·
-
знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения,
слуха и других;
·
-
понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
Закаливание – это система специальной
тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры,
действие которых направлено на повышение устойчивости организма к
переохлаждению или перегреванию. Закаливание основано на свойстве организма
постепенно приспосабливаться к необычным условиям. В детском саду при любых закаливающих
мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка, и
индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно
увеличивать. Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду состоит из
системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни,
которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны,
солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются
частью физкультурных занятий. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить
к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Переход от более слабых по воздействию
закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха,
воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять
постепенно.
Очень
важно соблюдение режима дня. В
детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий
обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается
не всегда. Нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать. Домашний режим
дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих
сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить
переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен
соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Культурно -
гигиенические навыки.
Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы
быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы
быть закалённым, чтобы смыть микробы. Вместе с детьми рассматривайте ситуации
защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть
и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой,
после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится
мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь,
закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды. «Солнце, воздух и
вода – наши лучшие друзья!» Если человек будет заниматься спортом, он проживёт
дольше.
Обязательно
ежедневно проводить гимнастику.
Физкультурные занятия – основная форма физкультурно – оздоровительной
деятельности, организованного систематического обучения старших дошкольников
физическим упражнениям. Большое значение
для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие
ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно
важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье,
метании. Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все
стороны личности ребенка:
·
осуществляется
физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
·
повышаются
все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и
систем.
·
развивается
умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Еще очень важная
проблема и родителей, и воспитателей, связанная со здоровьем детей – это
просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор,
несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления,
координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а
также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно
превышать 30 минут. Важность физического воспитания детей в семье, доказать,
что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают
машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам,
но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят
больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис.
Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Занятия спортом
также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении
цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для
психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и
родителей.
Такие
занятия приносят положительные результаты:
·
-
пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и
способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их
возрастом и способностями;
·
-
углубляют взаимосвязь родителей и детей;
·
-
предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени
не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные
упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
·
-
позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец
посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию
ребенка.
Очень
большое значение имеет правильное питание. Воспитатели в детском саду очень
часто рассказывают детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в
каких продуктах они содержатся и для чего они нужны.
Так
давайте с самых ранних лет учить наших
детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! Дети, как известно, продукт
своей среды - она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни
необходимо формировать именно, начиная с детского возраста: забота о
собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой
поведения. В формировании понятий о
здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть
здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье.
Если не следить за здоровьем, можно его потерять.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2020
Дата обновления: 19.11.2020
Дата публикации: 18.11.2020