15.12.2020
Капрус
Мария Александровна
ВОСПИТАТЕЛЬ
СПб
ГАДОУ Детский сад №18 Калининского района г.Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
УЧИМ
ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ
Мы очень стремимся научить читать деток еще до школы. В принципе ничего плохого в том, что дети научились читать до школы – нет. Скорее здесь можно увидеть больше положительного: ребенок рано получает в свое пользование мощное орудие познания – чтение. Главное, чтобы раннее обучение не отбило у малыша охоты учиться. А для этого обучающему взрослому нужно знать, как заниматься с дошкольником, какие способы и приемы обучения лучше использовать, что и как может освоить дошкольник в разном возрасте. Если в обучении чтению исходить из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, учитывать, что дошколенок – это не маленький школьник, а совершенно другой ребенок, то научить малыша читать можно легко, с пользой для него самого, с удовольствием для обучающего взрослого.
Основные вопросы возникающие при обучении
чтению.
·
Как
правильно выбрать «Азбуку» или «Букварь» для ребенка?
Огромное количество ярких красочных «Букварей» и «Азбук» на любой вкус смотрят на нас с витрин книжных магазинов. Как не растеряться и выбрать ту книгу, которая будет полезна и интересна именно вашему ребенку?
Для этого нужно немного разобраться в том, чем эти книги отличаются друг от друга.
Во-первых, на каждой книге указан примерный возраст ребенка, для которого она создана. Не игнорируйте эту информацию. Если вашему малышу еще 4, ему точно не подойдет «Букварь» для 6-леток! Если же ваш ребенок идет в школу через год, то по «Букварю» для детей 4-5 лет ему будет не интересно заниматься!
Во-вторых, во всех букварях и азбуках разный порядок изучения букв. Некоторые «Азбуки» задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке: какие звуки мы с вами употребляем в речи чаще, те соответствующие им буквы и идут первыми. В других книгах порядок букв задан по последовательности формирования звуков у детей: первыми изучаются буквы, которые обозначают звуки речи, раньше осваиваемые ребенком, чем остальные. В третьих вариантах «Азбук» и «Букварей» буквы расположены по замыслу авторов пособий.
Если ваш ребенок уже хорошо произносит все звуки речи, все эти особенности для него не принципиальны. Если же пока малыш не произносит какие-либо звуки (Л, Р, Ш, Ж, например, и/или другие) обратите внимание на те «Буквари» или «Азбуки», в которых соответствующие буквы находятся ближе к концу книги. Такой выбор поможет избежать дополнительного многократного неправильного произнесения звуков, еще не сформировавшихся у вашего ребенка, в процессе обучения чтению. Скорее всего, к моменту изучения этих «трудных» букв по «Букварю», ваш малыш уже научится их правильно произносить.
Конечно, при выборе книги учитывайте и ее художественное оформление. Эта первая учебная книга должна увлечь вашего ребенка, стимулировать желание учиться читать, приносить удовольствие и давать возможность ощутить успех.
·
Как много
раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил?
Конкретно ответить на этот вопрос не возможно: все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты ваших занятий с ним. Ведь разные дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов («Смотри, какая красная машинка поехала!», «Травка – зеленая!», «Раскрасим чашечку синим цветом!»), просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета («Покажи синий цветочек на картинке!», «Дай маме красный кубик!», «Возьми желтый карандаш!»), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета.
Тоже самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого («Найди и покажи в этом слове букву В!»), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву.
Не торопитесь спрашивать самого ребенка, какая это буква. Чем длительнее этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться при чтении слогов и слов, а из-за этого терять интерес к занятиям.
·
Нужно ли
выучить сначала все буквы, а потом уже приступать к обучению чтению?
Для начала обучения чтению ребенку достаточно знать 8 – 10 букв, из которых 4 -6 – гласные (лучше: А, О, У, И, возможно дополнительно к ним еще Ы, Э).
Поскольку буква для ребенка является просто еще одним предметом окружающего мира, непонятным значком, ребенку трудно осознать, зачем нужны буквы, и зачем их надо запоминать. Быстрейший переход к чтению слогов, а затем и слов избавляет ребенка от бессмысленной зубрежки. А постепенное обучение чтению параллельно с введением новых букв позволяет разнообразить игры и игровые ситуации, делает обучение более увлекательным.
·
Учить
буквы и одновременно учиться их писать обязательно?
Одновременное обучение чтению и печатанью букв совершенно не обязательно. Целесообразность этого определяется индивидуальными особенностями ребенка и его возможностями в настоящее время. Ведь многие дети четырехлетнего возраста могут легко научиться читать, а написать буквы, особенно некоторые, для них сложно. Если Ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на его желании учиться читать. Лучше замените традиционное печатанье букв их раскрашиванием или штриховкой, лепите буквы из пластилина или теста, составляйте их из палочек, камушков, мозаики, дорисовывайте элементы букв.
Такие упражнения помогут развить мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, что позволит вашему ребенку с легкостью научиться писать разные буквы, но чуть позднее.
Особенно хочется предупредить о том, что не стоит обучать детей дошкольного возраста письменным буквам. Обучение каллиграфии сложный и трудоемкий процесс, грамотно провести который может только учитель в начальной школе. Если вы сами будете обучать ребенка писать «по письменному», любая допущенная вами неточность в показе и объяснении способа написания буквы, будет запомнена вашим малышом, а в последствии это будет очень сложно исправить.
·
Как
научить ребенка выделять первый звук в слове?
Чтобы ребенок научился выделять первый звук в слове необходимо сначала достаточно утрированно произносить слова (ууууууууутка, ммммммммашина, зззззззвук). При этом очень важно понимать, что в одних словах первый звук услышать проще, а в других – сложнее. Так в слове СТОЛ звук С проще выделить, чем в слове СОК, а в слове СОК в свою очередь проще, чем в слове СИЛА.
Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:
1) слова, где первый звук – А, У, И, Э, О, при этом слова на букву О подбирайте только с ударением на эту букву, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА,
2) слова, где первый звук – отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.),
3) слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т.д.), т. е. в которых вторая буква – одна из следующих: А, О, У, Ы, Э,
4) слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т.д.), т. е. в которых вторая буква – одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я,
5) слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я – такие слова лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не один звук, а сразу два, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики (науки о звуках речи) трудно и нецелесообразно объяснять дошкольнику.
·
Как
помогают в запоминании букв азбуки в стихах?
Азбук в стихах сейчас существует огромное количество. Бесспорно, такие стихи полезны, интересны и увлекательны для дошкольника. Но чтобы правильнее выбрать, какие же стихи нужны именно вашему ребенку, нужно разобраться в их основных особенностях.
Все азбуки в стихах условно можно разделить на две группы.
Одни азбуки составлены с использованием слов, начинающихся на буквы, о которых сочинено конкретное стихотворение. Такие азбуки помогают научить ребенка выделять первый звук в словах и соотносить их с буквами. К этой группе стихов можно отнести известные всем с детства произведения: С. Маршак «Про все на свете», Б. Заходер «Мохнатая азбука», В. Берестов «Парад-алле!», Е. Благинина «Букварик».
В других азбуках описываются внешние признаки буквы. Например: «Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она» (В.А.Ковшиков «Азбука в картинках»), «А как лесенка стоит перед входом в алфавит» (Г.Виеру «На что похожа азбука»), «А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» (А.Шибаев «На что похожи буквы»). Такие азбуки научат ребенка различать графические образы букв, запомнить их сходства и различия.
Выбирайте стихи о буквах с учетом описанных выше особенностей и в зависимости от того, чему вы хотите сейчас научить ребенка. Читайте ребенку стихи разного типа. Заучивайте наизусть вместе с ребенком понравившиеся ему стихи, это поможет малышу быстрее припоминать буквы, когда он будет учиться читать слоги и слова.
·
Как
ребенку объяснить способ соединения двух букв в слог?
Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о выборе способа обучения чтению слога детей дошкольного возраста.
В настоящее время существует два основных способа обучения дошкольника чтению слога: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.
Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. Например, Н и О, получится НО. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте обучения чтению разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.
1) Показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты не добежишь по дорожке до второй буквы». Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».
2) Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
3) Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. «Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ». Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звукобуквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким «длинным» способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто не смотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.
Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов более приближен к его возрастным возможностям и особенностям, использует уникальные возможности памяти дошкольников. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.
Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.
Исходя из этого наблюдения за чтением у взрослого человека, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, т. е. слогов состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.
Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) произносит слог, как одну целую единицу. Попробуйте пронаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.
Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
1) многократное называние слога взрослым («Это МА, а это – МУ»),
2) поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием («Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?»),
3) самостоятельное называние-«чтение» слога.
Выбор способа обучения ребенка чтению слога – за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который наиболее подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении оба способа.
Но в любом случае, для успешности обучения используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках. Варианты таких игр вы найдете в главе «Игры со слогами».
Что делать, если ребенок упорно называет
слоги побуквенно?
Больше внимания в таком случае уделите играм, где требуется найти названный вами слог. Множество таких игр вы найдете в главе «Игры со слогами».
Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог. Старайтесь пока не использовать слова: «Прочитай!», «Что написано?». Ребенку в учебных ситуациях поиска слога нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял - вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: «Это ГО или ГУ?», «ЛЕ? ВЕ? СЕ?». Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога («Г и О, будет… Будет... Будет…»), который осложнит процесс чтения и вызовет у него отрицательные эмоции.
Дети, которые привыкают «видеть» в слоге отдельные буквы и пытаются их «складывать», часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, «складывание» слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения. Поэтому не торопитесь: пока ребенок не станет называть слоги-слияния целиком, не переходите к чтению слов.
·
Как
помочь ребенку научиться читать слоги разного типа?
Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, т. е. слоги, состоящие из согласной и последующей гласной букв. Игры для усвоения такого типа слога вы можете найти в главе «Игры со слогами».
Но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов – обратный слог (АМ, АН…), закрытый слог (СОН, КОН…), слог со стечением согласных (СЛО, СКО…). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении.
Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят также как и слияние из согласного и гласного, и ребенок может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении. Например, ТУ вместо УТ, или МИ вместо ИМ. Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов – слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - АМ, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).
При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слогу-слиянию. Например, на слог-слияние ВА: ВАМ-ВАС-ВАК-ВАР-ВАН и т. д. Полезно читать слоги, схожие по «причитываемому» согласному. Например, оканчивающиеся на С: ВАС-МАС-ПАС-НАС или МОС-МУС-МИС-МЕС и т. д. Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных, т. е. со слогами, в которых две согласные буквы следуют друг за другом. Например: СКА-СКО-СМУ-СПО или СКА-МКА-РКА-ВКА-ЛКА и т. д.
Упражнений подобного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно для успешного освоения чтения разных слогов, поэтому при необходимости составляйте такие цепочки сами.
Бывает, что детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в этом случае предложите ребенку не только читать слог, но договаривать его до слова. Например: УТ – утка, СКО – скоро, МОС – мост и т. п.
Тренироваться в чтении слогов разного типа необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.
Что делать, если ребенок не понимает смысла
прочитанного слова?
Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах – разные вещи. Выполнять две задачи – читать и понимать – одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучением осмысленному чтению.
Часто родитель радуется тому, что его малыш смог прочитать слова, но забывает спросить ребенка, что за слова он прочитал, понял ли он их. Приучать ребенка к осмысленному чтению можно даже без специальных пособий. Для этого после прочтения ребенком 4-10 слов в Букваре или Азбуке, попросите его назвать слова из прочитанных, которые подходят под ваше описание. Например. Ребенок прочитал слова: СУМКА, ВЕТКА, МИСКА, ПЕСОК, КАТОК, НОСКИ, ДОСКИ. Задайте ему вопросы:
- Какое название одежды тебе встретилось?
- Какое название посуды ты прочитал?
- Назови зимнее слово.
- Назови часть дерева.
- Назови кожаный предмет.
- Что из перечисленных предметов может быть старым?
- На каком из перечисленных предметов можно писать?
Дети довольно долго осваивают осмысленное чтение. При желании вы можете разнообразить обучение упражнениями, описанными в разделе «Игры со словами».
·
При
прочтении предложения ребенок много раз повторяет слова. Нужно ли ему это
запретить?
При прочтении предположений в первое время у любого ребенка может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Такой способ чтения помогает дошкольнику легче понимать прочитанное. При чтении с повторением ребенок не забывает первые слова предложения к моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени при систематических занятиях ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки. Тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще. Готовые тексты с картинками можно встретить в пособиях по чтению. А при желании и необходимости вы можете и сами их изготовить.
·
Почему ребенок легко читает предложения в «Азбуке»,
но не может прочитать текст?
Возможно, ребенок еще не готов к чтению текстов, может быть, он еще не накопил достаточного опыта осмысленного чтения предложений.
Переходить к чтению текстов целесообразно только тогда, когда ребенок легко читает предложения. Т. к. сложность прочтения текста для ребенка не только в количестве слов, но и в осмыслении прочитанного. Читая текст нужно понять все его содержание: содержание отдельных предложений, их взаимосвязь, последовательность событий, их причины и следствия.
Обратите так же внимание на тексты, которые предлагает выбранная вами «Азбука» или «Букварь». Иногда тексты появляются в книге очень рано (в начале книги), а в это время ребенок еще не может их осмысленно читать. Иногда сложность текстов превышает возможности ребенка в данный момент времени: в них используются очень длинные предложения или чрезмерно много предложений. Не торопитесь читать все, что написано на изучаемой сейчас странице «Азбуки»: к текстам можно вернуться и позже, когда ребенку будет легко, а значит и интересно, их читать.
Помогайте ребенку понять, о чем написано в тексте. Для этого задавайте вопросы по его содержанию, просите ребенка или ответить своими словами, или найти ответ в тексте и прочитать его. Спрашивайте, о ком или о чем говорится в тексте, что и как делают его герои, почему происходят те или иные события. Можете использовать и обратный прием: попросите ребенка придумать вопросы по тексту для вас. По содержанию составленных вопросов вы сможете оценить степень понимания прочитанного текста ребенком.
·
Нужно ли
учить дошкольника выразительному чтению?
Лучше ответить на этот вопрос так: можно, но не обязательно.
К обучению выразительному чтению можно приступить только в том случае, если ребенок читает достаточно быстро и при этом понимает смысл прочитанного.
Нужно пояснить, что же такое выразительное чтение. Выразительное чтение – это осмысленное чтение с соблюдением особых правил, на которые указывают знаки препинания, порядок слов в предложении.
Прежде всего, в русском языке выделяется голосом слово, несущее большую смысловую нагрузку, выделяется за счет произнесения с большей силой. Такое выделение называется логическим ударением. Чтобы доступно показать дошкольнику явление логического ударения, предложите ребенку произнести предложение «Мы пойдем сегодня в театр» по-разному. Покажите, как можно выделять голосом разные слова, и как от этого меняется смысл общий смысл предложения: «Мы или не мы?», «Пойдем или не пойдем?», «Сегодня или в другой день?», «В театр или куда-нибудь еще?». Если ребенку уже доступен для понимания смысл логического ударения, если работа над ним вызывает интерес, не откладывайте тренировку этого навыка, постарайтесь сформировать умение соблюдать логическое ударение как можно раньше. Если же ребенку это не интересно, отложите тренировки на некоторое время.
Вторая составляющая выразительного чтения – соблюдение знаков препинания, передача их содержания с помощью интонации. Конечно, любой любознательный ребенок при чтении текстов обратит внимание на «какие-то точки, крючочки и палочки». Объясните ребенку, зачем нужны знаки препинания, попробуйте научить их «читать». Используйте в работе над выразительным чтением такие объяснения.
1) Чтобы прочитать точку нужно понизить голос и сделать небольшую паузу.
2) Перед запятой нужно немного повысить голос и сделать небольшую паузу.
3) Перед тире – сильно повысить голос и сделать большую паузу (остановиться).
4) На двоеточие – снизить голос.
5) Постараться спросить, если в предложении есть вопросительный знак.
6) Если есть восклицательный знак – необходимо «обрадоваться» голосом.
Если вашему ребенку понятна и интересна работа «прочтением» знаков препинания, не пожалейте на это сил и времени: научившись правильно «читать» знаки препинания, ребенок в дальнейшем не будет делать пунктуационных ошибок при письме (пропускать или ошибочно ставить знаки препинания). Если же ваш малыш пока не заинтересовался этой стороной чтения – не заставляйте его, отложите обучение на некоторое время.
И помните, что лучшим «примером» в любом случае станет ваше выразительное чтение вслух произведений детской художественной литературы.
·
Когда
можно предлагать ребенку самостоятельно читать детские книги?
Не торопитесь предлагать ребенку детские книги для самостоятельного чтения: они печатаются для того, чтобы взрослые читали эти книги детям. Часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении из-за того, что предложения в таких текстах содержат много слов и трудных оборотов речи, слова в предложениях, в свою очередь, встречаются так же чрезмерно длинные и сложные по звуковому составу.
Если все же вам кажется, что пора попробовать, внимательно отнеситесь к выбору первой такой книги. При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание на шрифт и иллюстрации, на количество текста на одной странице (легче читать книги с небольшим количеством текста на странице). Помните, что ребенку значительно интереснее читать книгу, в которой много иллюстраций, т.к. это помогает осмыслить содержание прочитанного. Не забывайте и о сюжете книги: все, что написано в книге, должно быть понятно ребенку и доступно по возрасту.
Даже если ваш малыш уже освоил самостоятельное чтение, не прекращайте читать вслух ему. Он узнает много полезного из тех книг, которые можете прочитать ему вы, но которые сам он еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от контакта с вами, будет приобщаться к культуре чтения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Агеева С. И. Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига, 1991.
2.
Александрова Т. В. Практические занятия по формированию грамматического строя
речи у дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2020.
3.
Волина В. В. Праздник букваря. М.: АСТ-пресс, 1996.
4.
Лалаева Р. И.,
Серебрякова Н. В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. СПб.: ТЕССА, 2019.
5.
Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и
познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера,
2008.—143 с.
6.
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: Гринго, 1995.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 15.12.2020
Дата публикации: 15.12.2020