14.12.2020
Статья. Почему ребенок долго не может научиться
быстрому чтению?
Автор: Карпус Мария Александровна
Темп увеличения
скорости чтения зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для детей
дошкольного возраста не существует никаких нормативов скорости чтения, но если
вы считаете, что ребенок достаточно долгое время не увеличивает скорость
чтения, попробуйте рассмотреть следующие возможные причины этого.
Скорость чтения значительно могут снижать
несколько факторов:
- трудности произношения или нарушенное
произношение некоторых звуков (в этом случае необходима помощь логопеда),
- рассеянное внимание или повышенная
утомляемость ребенка (в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее
пока не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением
нервной системы ребенка),
- нарушение зрения у ребенка (часто взрослые и
не догадываются о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы
исключить этот фактор),
- нежелание ребенка читать (возможно, вы
превышаете индивидуальные возможности ребенка в быстроте обучения чтению, используете
те способы обучения, которые ребенку не доступны или не интересны).
Незначительное снижение скорости чтение или
затруднение ее увеличения могут вызвать:
- изменение размера и/или стиля шрифта чтения,
- изменение условий занятий – перенос времени
занятий на вечернее время, снижение частоты занятий и т. п.
Если все перечисленные причины не объясняют
трудности освоения чтения вашим ребенком, то необходимо проконсультироваться по
этому вопросу у логопеда. Возможно, ребенку требуются специальные упражнения по
обучению чтению, которые грамотно и квалифицированно в зависимости от
особенностей развития малыша может провести только специалист.
Нужно ли при обучении чтению учитывать
темперамент ребенка?
Индивидуальная неповторяемость ребенка,
показывающая его значимое отличие от других детей, своеобразие его личности и
познания, проявляется в первую очередь в чертах темперамента. Чем младше
ребенок, тем больше в его поведении зависит от типа темперамента, который дан
ему с самого рождения. Поэтому желательно учитывать темпераментные особенности
детей, как в повседневной жизни, так и в обучении.
Давайте разберемся в этом вопросе по порядку.
Существует четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Каждый тип по-разному проявляется в деятельности ребенка, по-своему влияет на
процесс и результативность обучения.
Ребенок-сангвиник обладает быстротой и живостью
движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. У такого
ребенка проявляется высокая активность, стремление к частой смене впечатлений,
отзывчивость на окружающие события, он очень общителен и обычно задает
разнообразные вопросы. Эмоции у ребенка-сангвиника быстро возникают и быстро
сменяются. Для него характерен быстрый переход от слез к радости и наоборот,
хотя наиболее часто он пребывает в хорошем настроении, т. к. легко переносит
неудачи и не способен находится в тоске и унынии долгое время. Это активный и
«шустрый» ребенок, выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает.
Ребенок-сангвиник быстро «схватывает» информацию, но часто легко отвлекается,
бывает рассеянным.
При организации игр и занятий с таким ребенком
необходимо помнить, что сангвинику необычайно трудно быть сосредоточенным на
каком-либо одном занятии, поэтому желательно планировать для одного занятия
несколько разных по характеру игр, стремиться, чтобы игры носили выраженную
яркую эмоциональную окраску. Бесполезно утомлять ребенка монотонной работой –
он ее не выносит. Сангвиник – очень продуктивный деятель, но только в том
случае, если дело вызывает его интерес. При отсутствии интереса к занятиям
активность сменяется вялостью и рассеянностью. Но постепенно все же необходимо
приучать ребенка к более продолжительным занятиям одного вида, развивать у него
усидчивость. На успешность обучения ребенка-сангвиника в силу его выраженной
ориентации на положительные контакты с окружающими большое влияние оказывают
его отношения с обучающим взрослым.
Ребенок-флегматик отличается сдержанностью,
осторожностью, спокойствие и уравновешенностью. Часто он не очень общителен,
предпочитает общество одного постоянного друга или взрослого. В своих
эмоциональных проявлениях флегматик не ярок, в привязанностях – холодноват. Но
такой ребенок упорен в своих стремлениях, проявляет настойчивость в достижении
цели. Ему часто трудно приступить к занятию, а начав его, трудно переключаться.
Ребенок-флегматик предпочитает однообразные игры и занятия, придерживается
традиций и собственных правил. Поэтому при выборе игр для него нужно
ориентироваться на те типы заданий, которые ребенку нравятся, новое он может не
принять.
Нужно отметить, что дети-флегматики часто
научаются всему с некоторым опозданием по сравнению с другими сверстниками. Это
обусловлено медленным от природы темпом мыслительной деятельности. На занятиях
такого ребенка не нужно торопить, желательно несколько раз повторять
информацию. Не нужно думать, что флегматик хуже усваивает информацию, чем дети
другого склада. Усваивает все он медленно, но прочно, т. к. обладает надежной
памятью. Флегматика необходимо часто (но не с избытком) хвалить за успехи,
делать им замечания нужно крайне аккуратно, т. к. они могут воспринять их, как
обиду, и долгое время это будет негативно сказываться на обучении.
Ребенок-меланхолик проявляет себя высокой
чувствительностью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем
проявлении. У такого ребенка очень богатый внутренний мир, но он скрыт от
окружающих. Меланхолик крайне склонен к мнительности и обидчивости. Маленькие
меланхолики кажутся пугливыми, не сразу входят в игру или вступают в контакт с
незнакомыми или малознакомыми людьми. Но с теми, кого они любят, общительны и
открыты. Обычно они грустны, рассудительны и по поведению очень напоминают
взрослых.
Занимаясь с таким ребенком проявлять ласку и
внимание нужно незамедлительно при первой же необходимости, использовать разные
средства поощрения нужно обязательно, но тактично и к месту. Ребенка желательно
отвлекать от грустных мыслей, подбадривать, обязательно замечать все даже самые
маленькие личные достижения. Маленькие меланхолики ответственны и
исполнительны, их не пугает монотонная работа, только бы она была подкреплена
вниманием значимого для них взрослого. Меланхоликов часто пугает все новое,
поэтому прежде, чем внести изменения в привычный ход обучения накануне следует
подготовить ребенка к этому.
Ребенок-холерик в поведении нестабилен,
импульсивен, изменчив и очень активен. Часто вспыльчив и легко возбудим,
подвержен эмоциональным срывам, бывает необоснованно агрессивным и гневливым.
Речь такого ребенка громкая и быстрая. Дети-холерики очень энергичны, они
всегда знают, чего хотят и как этого достичь. Но в своих играх и на занятиях
они не всегда внимательны, особенно когда возбуждены. Возбуждение появляется
быстро и легко, мешает им сосредоточиться и отвлекает от деятельности, поэтому
многие учебные задачи даются этим детям с трудом. Но зато при возникновении
стойкого интереса к занятиям, именно эти дети могут наиболее быстро усвоить те
или иные знания.
Учитывая все это, понятно, что общение взрослого
с ребенком-холериком требует много терпения и самообладания, самое главное –
научиться противопоставлять легко возникающему гневу спокойствие и
хладнокровие. При организации занятия нужно приложить все усилия, чтобы они
смогли заинтересовать ребенка, тогда он будет работать энергично, быстро и без
устали. Полезно давать маленькому холерику задания, несколько превышающие его
силы и способности. Необходимо приучать ребенка к обдумыванию ответов, т. к.
они часто дают первый возникший у них вариант ответа, а потом сами себя
поправляют. Из-за этой же особенности учебной деятельности холериков нужно
также особое внимание уделить формированию у них аккуратности при выполнении
заданий на бумаге.
Старайтесь ориентироваться на особенности
темперамента вашего ребенка. Это значительно повысит результативность занятий и
снизит возможность возникновения проблем в обучении чтению.
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 15.12.2020
Дата публикации: 14.12.2020