01.02.2021
Статья. Речевое развитие детей 2-3 лет
Автор: Ситникова Е.В.
Каждому возрасту соответствует свой словарный запас,
определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так,
первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со
временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная
речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое
внимание развитию речи малыша.
Словарный запас 2-летнего ребенка составляет
примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200.
·
Больше половины — это существительные, на втором месте —
глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных,
местоимений, наречий, предлогов и союзов.
·
Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3
слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В качестве вопросов
используются отдельные слова: где, как, почему.
·
Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет,
вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой —
хороший).
·
В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин,
яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
·
Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
·
Малыш понимает обращение к нему взрослого.
·
Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова.
Общение с родителями и
близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно
копирует тех, с кем находится рядом.
Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько
времени уделяют этому родители, какие методики, игры, упражнения используют.
Одно из самых эффективных это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика –
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности
и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики –
выработка правильных, полноценных движений и определенных положений
органов артикуляции, необходимых для
правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом
возрасте! Так как четкая артикуляция –
основа хорошей дикции
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет
Упражнения для развития мышц губ:
1. «Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами
покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть
ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
- В будущем можете поиграть так:
малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами,
пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку.
Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
-
Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- После
того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся,
большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки
ребенка: «Лопнул
пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит
равнодушным никого!
- Теперь
учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых
результатов не ждите.
Упражнения для языка:
1. «Домик для язычка»
-
Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь
с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим
язык 2-3 секунды, не закрывая рот
-
Убираем язычок, рот закрываем.
-
Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
-
Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь
высовываем язычок.
- ….и
покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и
два стакана с водой — теплой и холодной.
-
Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
-
Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку
малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть
ответит, как может. Если трудно,назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь
ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
Упражнение «Часики»
- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
-
Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ,
то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
Упражнение «Горка»
- Покажите картинку со
снежной крутой горой.
- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за
нижними зубами, язык выгните «горкой».
- Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
- Если язычок беспокойно вертится во рту,помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки,
погладьте.Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай».
Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
-
Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.
Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю
губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий
спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь
пробует малыш.
- Нужно
держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не
поджималась.
Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик
диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте
в дырочку нитку, завяжите.
-
Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
- Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает
зайчика так, чтобы тот «прыгал».
- Теперь
наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко
по ней скользил.
- Язычок
малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к
другой.
Упражнение «Снежинки»
Подготовьте;
кусочки белой ваты.
-
Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
-
Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
-
Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого
произнесения звука К вата может слететь на пол.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не
дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых малыш
растет и развивается. Успехов!!!
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detey-2-3-l
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2021
Дата обновления: 01.02.2021
Дата публикации: 01.02.2021