Статья «Экологическое воспитание дошкольников»
23.04.2021
Статья
«Экологическое воспитание дошкольников»
Автор:
Полякова Л.А.
В наше время очень
остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и
технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за
родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии
черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Мы
должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми
пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к
природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Начинать экологическое образование можно и
нужно с раннего возраста. Наша задача заложить первые представления и ориентиры
в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Очень важно, чтобы
каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред
природе, наносит вред самому человеку. Учитывая особенности дошкольного
возраста необходимо учитывать дидактические принципы:
- системность;
-наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Основные экологические
представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в
индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети
получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных
процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать
личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию
природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе
ежедневного общения с природой. Поэтому среди разнообразных методов и форм
экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
Почему? Во-первых, наблюдение - метод чувственного познания природы. Практикой
дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что
правильная организация чувственного восприятия природы в естественной
обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых
представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство
наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее
значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных
в среде их обитания. В-третьих - наблюдение способствует воспитанию
любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе.
В-четвертых, наблюдение – это важнейший
источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная
мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы,
развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и
обобщения, сравнивать. Многообразие явлений природы, которое окружает
дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении,
позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать
форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить
интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и
умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс,
становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в
которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию
наблюдения, на решение
воспитательно–образовательной задачи, а умственные усилия детей – на
полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Яркие
впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и
явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический
процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное
накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения
наблюдателя к наблюдаемому. Для
успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать
специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы,
предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи
между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов
чувств и форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного,
кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность
формируемых знаний.
Очень важно вызвать у
ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым
действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие
наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном
уголке. Для увеличения интереса детей необходимо пополнять экологоразвивающую
среду в группе, на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями,
растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку
прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.
Все циклы наблюдений
объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети
сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают
становление единственно правильного действенного отношения к живым существам.
После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые
они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое
количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и
конкурсах.
Практика показывает,
что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только
у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт
взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного
и животного мира. Следует активно привлекать родителей. Можно проводить
домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через
просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки,
фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют
возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского
сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно
откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о
детях и их окружающем мире природы.
После проделанной
работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить как они усвоили
материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели. Разработанная
диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет нам более
объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А
результат виден в детях: так, приобщая ребенка к миру
природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности.
Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка
сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь,
показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме,
необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.
Таким образом,
наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей:
оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные
ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор
детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни
природы, учит беречь ее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.06.2021
Дата обновления: 08.06.2021
Дата публикации: 23.04.2021