Статья. Развитие фонематического слуха у дошколят

21.10.2021

Статья. Развитие фонематического слуха у дошколят.

Автор: Шкурко Ирина Васильевна

 

              Современные родители дошкольников  озадачены  множеством вопросов: как  подготовить детей к школе, что и когда начинать развивать, на что обратить внимание,  когда следует обратиться к специалистам, а что  возможно решить своими силами?  Понимая озабоченность родителей этими вопросами, постараюсь ответить в этой статье.

             В возрасте  3-4 лет  малышей диагностируют логопеды. Для каждого возраста деток,  есть свои  возрастные нормы. Что-то еще из того, что ребенок не произносит, можно оставить на год, поскольку именно в этот год происходит совершенствование тех или иных звуков. И они сами начнут произноситься, поскольку ребенок взрослея, тренирует свой  речевой аппарат, а также развивается с самого рождения физиологический слух. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Но есть проблемы, которые сами не решатся. Вовремя прислушаться к совету логопеда о переходе в логопедический садик - это самая лучшая помощь для ребенка с речевыми нарушениями. Со сложной программой в школе успешно могут справиться школьники, чья речь не имеет  таких нарушений. Исправить имеющиеся проблемы эффективно помогают специалисты логопедических садов. Программа и режимные моменты  максимально решают логопедические  проблемы  ребенка до школы. В 1 класс  вчерашний дошкольник  пойдет на достаточно развитом уровне речевого развития и не будет испытывать сложности.

Откуда берутся эти речевые нарушения?

           Тому много причин. Ухудшении экологической обстановки. Гиперактивность многих детей не позволяет им полностью воспринимать речь из-за чрезмерной активности и отвлечения посторонними вещами. Осложнения в течении беременности и вынашивании,  также сказываются на увеличении числа речевых нарушений. Пищевые аллергии, как их следствие недостаток витаминов , минеральных веществ,  ведет к ослаблению способностей анализировать и запоминать  информацию. Это основные факторы возникновения речевых нарушений у детей.  

Что же может помочь в развитии умения хорошо говорить?

           Первый в этом списке – физиологический  слух.  Это способность органом слуха воспринимать звуки. С первых лет жизни ребенка,  он концентрируется  на простых звуках, которые издают окружающие предметы: шелест бумаги, скрип двери, тиканье часов, звонок колокольчика , звуки природы, шум транспорта, музыка и другие. Изучив окружающий мир, он переходит к звукам, исходящим от человека - к его речи. Ребенок учится  различать голоса своих родителей, бабушек и дедушек, а также свой голос. К этому списку можно добавить звуки животных - лай собаки, мяуканье кошки, писк мыши. Немаловажную роль играет воспроизведение данных звуков взрослым и имитация их ребенком.  Следующий этап - развитие фонематического слуха, лучшей формой для которого,  является игра, основывается на узнавании целых слов.  Фонематический слух - это  способность различать  фонемы, отдельные звуки родной речи, он  даёт возможность анализировать услышанную речь, узнавать ранее услышанные звуки и слова, повторяя их и запоминая. При нарушении данной способности в речи ребёнка наблюдается замена одних звуков на другие, изменение их местоположения в словах, пропуск согласных и гласных фонем в словах, слабая дифференциация схожих фонем. Вследствие этого понять то, что говорит ребёнок, становится проблематично. В дальнейшем, нарушение фонематического слуха ведет к орфографическим ошибкам при письме, наиболее частые из которых - удвоение согласных, оглушение их в конце слова, а также проблема в определении ударения в слове.

Что же мы,  взрослые,  можем сделать?

              Присмотритесь к своим  детям, оцените на сколько решается  сегодня потребность детей в спокойном и заинтересованном общении в кругу семьи? Хватает ли у ребенка времени наслушаться вашей речью? Что им интересно делать, как много они играют в игрушки руками (и это не гаджеты)? Сколько времени вы  вместе занимаетесь общей деятельностью? Сколько книг вашим голосом услышал ребенок? Психологи и логопеды видят проблему в уменьшении всего перечисленного. Да современная жизнь вышла на новый уровень скорости, и у всех не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать. С целью «все успеть» сокращается время на развитие речевого аппарата, физиологического и фонематического слуха у детей.     В силах ближайшего окружения уделять важное внимание развитию детской речи. Следует постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, произведения устного народного творчества. Важна выразительность и четкость в произношении. В этом случае не следует заменять слова на их уменьшительно-ласкательные формы. Фонемы должны звучать в их первоначальном виде. Дети запоминают с раннего возраста правильные интонации, что в дальнейшем помогает формированию фонематического слуха и грамотной речи. Улучшению фонематического слуха способствует комплексное развитие и других сенсорных систем ребенка. Большую роль играет мелкая моторика. Зачастую дети выбирают 1-2 любимые игры на мелкую моторику. Что также создает у ребенка односложные движения рук. Интересные конструкторы лего также не отрабатывают многообразия движения рук, хоть и очень нравятся детям. Заинтересованная деятельность родителей в своих хобби, с наибольшей вероятностью развивает неподдельный интерес у ребенка. Он начинает интересоваться этой деятельностью, включается в нее,  как следствие получает уникальный багаж умений, эмоций для своего возраста. Педагоги рекомендуют активно включать ребенка во всю домашнюю деятельность, создавая тем самым самостоятельность, ответственность, развитие мелкой моторики и обогащение словаря ребенка. Создается  причинно-следственных связи у ребенка об окружающем их  мире. Многие родители отмечают огромный скачок в развитии речи детей после их общения со старшим поколением,  дедушками и бабушками. Они с огромным вниманием относится к сказанному ребенком, при этом речь спокойная, правильная, эмоционально окрашенная. Это тот самый  необходимый, комфортный   режим   развития речи. Не стоит забывать игры с игрушками: это игры с кубиками, конструктором, пальчиковым кукольным театром, игра в лабиринты, пуговицы- оказывают положительный эффект на концентрацию внимания ребенка, что способствует повышению восприятия и переработки ребенком информации извне.

           Многие родители пользуются большим количество различных методик, доступных в сети,  основанных на играх и специальных упражнениях, помогающим развивать фонематический слух у ребёнка. Вот некоторые из них. Они не требуют от родителей специальной подготовки, ими можно воспользоваться в дороге. Эти игры нравятся детям. Уверена, во многие игры играли, и вы со своими родителями в детстве.

Игры для обострения внимания ребенка к фонемам.

1.            «Поймай нужный звук хлопком»

Ребенок акцентирует свое внимание на определенном звуке. Если какое-то слово из предложенных взрослым содержит данный звук, задача ребенка- хлопнуть в ладоши.

Например:

Картофель, пароход, ложКа, молоКо, солнце.

рыБа, щетка, БаБушка, помощь, Будильник, арБуз.

Молоко, конфета, Море, цветок, соМ.

2.            «Определить место звука в слове»

Суть игры заключается в выборе 1 проблемного звука, на который необходимо обратить внимание. Далее ребенку предлагается перечень слов, содержащих данный звук в различных частях слова- в начале, в середине и в конце. Задача ребенка- определить местоположение звука в слове.

 К примеру:

Звук К- картофель, коробка, морковь, свёкла, носок, сапог.

Звук Ш- шалаш, шапка, шум, кошка, душ.

Звук П- полотенце, пол, лапка, репка, стоп.

Звук Р- роза, ромашка, пароход, пар, строитель.

Звук Л- ложка, луна, палка, салки, стул.

 

3.            «Придумать слова на заданный звук»

Название игры полностью отражает ее суть. Ребенку даются звуки, с которых должны начинаться придуманные им слова:

А- арбуз, абрикос.

Б- бабочка, барбарис.

О- обруч, окно.

М- мыло, мир.

У- улитка, улыбка.

С- солнце, собака.

Р- рыба, ракушка.

 

4.            «Угадай слово»

Задача взрослого произносить звуки загаданного слова с паузами между буквами. Ребенок должен догадаться, какое слово имеется в виду. Вначале даются простые слова,  состоящие из 1-2 слогов, по мере усложнения игры- увеличивается количество слогов, а скорость воспроизведения слов- уменьшается.

Суп: с-у-п

Море: м-о-р-е

 Хочу такой сайт

Гитара: г-и-т-а-р-а

Собака: с-о-б-а-к-а

Погода: п-о-г-о-д-а

Снегопад: с-н-е-г-о-п-а-д

 

5.            «Вопросы и ответы»

Игра проводится с использованием мяча. Взрослый кидает ребенку мяч, задавая при этом вопрос. Ответ ребенка должен начинаться с буквы, заявленной ранее.

Например:

-Как тебя зовут?

-Рита.

-Какая у тебя фамилия?

-Романова.

-Какой твой любимый цвет?

-Розовый.

-Какой твой любимый цветок?

-Роза.

-В какой стране ты родилась?

-Россия.

-Какой твой любимый мультик?

-«Русалочка».

 

6.            «Города»

Всем известная игра также может помочь в устранении речевых дефектов. Ребенок будет акцентировать свое внимание на начале и конце слова, что впоследствии поможет избежать сочленения слов в предложении, замены окончаний или же, наоборот, первых букв слова на неверные.

Арбуз-зуб-бант-тарелка-абрикос-солдат-трон-нос

 

7.            «Ошибки»

Игра, которая является одной из самых веселых и увлекательных по мнению детей. Взрослый назначает конкретное слово или показывает изображение этого предмета. Затем произносит загаданное слово то правильно, то нет. Задача ребенка хлопать при правильном произношении этого слова.

К примеру:

Груша-круша-граша-гража-гроша

Кошка-гошка-кашка-кочка-кушка

Вагон- багон-вагос-вугон-вагор

Бумага- вумага-бамага-бунага-бумака

Листок- мисток-лусток-лиспок-листон

Для достижения желаемого результата необходимо внимание к речи ребенка, комплексный подход и регулярность, а также мнение логопеда. Оставайтесь внимательными к ребенку и его речи!

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.10.2021

Дата обновления: 21.10.2021

Дата публикации: 21.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».