06.10.2022
Статья на тему:
«Развитие речи детей 3 -4 лет»
Автор: Полякова Любовь Александровна
Четвертый
год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период
характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием
наглядно-действенного мышления, активным развитием речи. На четвертом году
жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться
самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а
также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть
состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую
сторону речи детей.
К трем годам появляется
способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить
слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками.
Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий
нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Работа
по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об
окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях,
тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных
действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений,
предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь,
следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения.
Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить
наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения.
Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить
ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?» …
Развивая
связную речь, следует учить детей:
·
Понимать разнообразные вопросы и
отвечать на них;
·
Задавать вопросы;
·
Активно включаться в разговор;
·
Объяснять содержание картины, ситуации;
·
Рассказывать о предметах, игрушках,
событиях.
Ребёнок этого возраста
уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в
повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то
интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет
речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение,
откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои
желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников,
желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных
качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение
других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно
обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя
делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить,
помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
С помощью дидактических игр активизируется словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет
своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит
и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры
– это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется
через игровую задачу, игровые действия, правила. В процессе образовательной
деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством
для привития детям новых положительных речевых навыков.
Грамматический
строй речи заключается в:
·
В развитии умения согласовывать слова в
предложении
·
В употреблении ласкательно-уменьшительных
слов
·
В употреблении прилагательных, глаголов
Предлагаемые
задания:
·
«Один – много»: матрёшка-матрёшки,
машина-машины.
·
«Назови детёныша»: кошка-котёнок,
утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
·
«Добавь слово»: дом – домик,
стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
Звуковая
культура речи
Обследование речи
специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти
лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у
ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже
сейчас:
·
развивать речевой аппарат (подвижность
языка, губ при помощи простых упражнений, например: «язычок спрятался,
показался», «язычок красит стены в своём домике», «язычок выглядывает, нет ли
дождика»);
·
поощрять звукоподражание, звуковое
сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит
машина?», «Как рычит медведь?»…
·
упражнять в правильном произношении
гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми
чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли –
куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
·
развивать фонематический слух (в играх
«Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
·
развивать речевое дыхание: исполнение
длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить
звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
Развивать
речь и мелкую моторику в пальчиковых играх
Секрет волшебной
взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении
мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев
и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока
незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит
развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во
всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь,
произведения художественной литературы, устное народное творчество. Ребенок не
может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и
дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно
добиться положительных результатов в развитии его речи. Одним из необходимых
качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых
звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в
дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального
обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
В процессе
ежедневной работы по развитию речи, дети
расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. Чем
грамотнее речь, чем лучше развит активный словарный запас, тем активнее ребенок
стремится к познанию окружающего мира, что помогает ему развиваться и узнавать
что-то новое. Следовательно, быстрее совершенствуются психические
познавательные процессы — внимание, память, мышление.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2022
Дата обновления: 06.10.2022
Дата публикации: 06.10.2022