Методическая разработка. Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников

07.11.2022

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»

Автор: Полякова Любовь Александровна

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги»,  

 В. А. Сухомлинский.

 

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарь, развивается наблюдательность, внимание, чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).

Пояснительная записка. Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Исходя из актуальности темы, целями данной методической разработки являются:

·         развитие представлений детей о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (свойства воды, о взаимодействии различных веществ  при их соединении, о влиянии одних свойств на другие);

·         включение детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развитие познавательного интереса;

·         расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

·         развитие мыслительных способностей: операций анализа, классификации, сравнение, обобщение, формирование способов познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.

Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Восприятие мира детьми четвёртого года жизни идет через чувства и ощущения. У детей появляется определённое количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того факта, что необходимые знания можно получить опытным путём, с помощью взрослого человека. Дети 3-4 лет еще не могут самостоятельно экспериментировать и задача педагога (родителя) – помочь получить ответы на свои вопросы с помощью взрослого, в ходе экспериментирования. Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него не сформируются  представления о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. При организации познавательно-исследовательской (экспериментальной) деятельности необходимо побуждать детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу, исследовательскую активность, давать им возможность самим оперировать материалами и веществами, а не просто быть сторонними наблюдателями, в процессе экспериментирования каждый ребёнок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает САМ. Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - И Я ПОЙМУ»

Опыты и эксперименты с детьми 3-4 лет отличаются простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Структура детского экспериментирования состоит:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Целеполагание (что нужно сделать);

3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

4. Эксперимент (отбор нужных средств, реализация в действии);

5. Формулирование выводов;

6. Анализ полученных данных;

7. Словесный отчёт об увиденном;

8. Проверка предположения;

9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);

10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как я это делаю?

2. Почему я это делаю так, а не иначе?

3. Зачем я это делаю?

4. Что хочу узнать?

5. Что получилось в результате?

В ходе эксперимента педагог (родитель) должен сочетать показ предмета с активными действиями ребёнка по его исследованию (рассматривание, ощупывание, определение цвета, запаха, веса, размера, привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и материалов, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.

Педагог (родитель) должен создать ребёнку условия для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно, все материалы должны быть доступны.

 

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:Хочу такой сайт

·         Компонент дидактический

·         Компонент оборудования

·         Компонент стимулирующий

·         Книги познавательного характера для младшего возраста;

Коллекции:

·         Семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» : (зимы, весны, осени, «Ткани, песок, глина»;

·         Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

·         Материалы для игр с мыльной пеной,

·         Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

·         Простейшие приборы и приспособления;

·         Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

«Бросовый материал»:

·         Веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

·         Семена бобов, фасоли, гороха

·         На видном месте вывешиваются алгоритмы работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

·         Персонажи, наделённые определенными чертами,

·         «почемучка», «сыщики», от имени которых моделируется проблемная ситуация.

Данная методическая разработка способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

 

Игры – эксперименты с водой:   

Вода - это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной, тазу. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают.

Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики).

Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.

Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.

Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

Воздушные пузыри. С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.

Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга.

Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность.

Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Игра с водой:

«Водонос». Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку. Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

«Сквозь сито», «Буря в стакане». Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.11.2022

Дата обновления: 07.11.2022

Дата публикации: 07.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».