Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Статья. Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста

09.04.2023

  

Статья. Формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

 

Автор: Дурдаева Анна Васильевна

 

Здоровье детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых, слабый стимул двигательной активности, низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо восприимчивей к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого и от того, каковы эти воздействия благоприятные или нет, зависит, как сформируется его здоровье.

  Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

 С раннего детства надо учить детей мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д...

В детском саду у детей воспитываются такие навыки самообслуживания, как навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка вокруг себя, культуры поведения во время приёма пищи, взаимоотношений друг с другом. Устойчивость их зависит от условия и своевременности начала этой работы, последовательности данных упражнений и, конечно, эмоционального отношения ребенка к происходящему. Сложность данного процесса заключается в том, что при формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учить не только тому, что приятно ребенку, но и тому, что особого восторга не вызывает. Особое внимание в данном случае необходимо уделять формированию нового навыка тогда, когда у ребенка появляются новые вещи или новые обязанности. При постоянном повторении в определенных условиях происходит переход навыка в привычку, которая обеспечивает сам факт существования данного действия. Привычка, приобретенная ребенком в детстве, становится уже природным свойством.

По мере овладения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отделяются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок воспроизводит (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и постоянно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своему сыночку?». Хочу такой сайт

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки насыщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся оценкой усвоения культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе простейшего вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Игровые приемы позволяют нам, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — более активно воздействовать на малыша. Они очень эффективны в воспитании маленьких детей, и помогают упрочнить имеющиеся навыки, в своей работе используем различные дидактические игры. После того как ребёнок научился надевать трусики, маячку, колготки, туфли он начинает овладевать последовательностью одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания т. д. То есть происходит увеличение количества действии, когда воспитанник работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом ребёнок переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, а также за порядком.

Воспитанник приобретает культурно — гигиенические навыки в общении с педагогом, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей — постоянно закреплять гигиенические навыки, которые ребенок приобретает в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали малышу пример, сами всегда их соблюдали. Правила гигиены и требования к их выполнению должны совпадать в детском саду и дома. Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков раннего возраста — сложная задача, которая требует последовательности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

 Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно — гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что в этой области сделано немало открытий. Сам процесс формирования имеет свою особенность и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, мы способны влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно-гигиенические навыки.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.04.2023

Дата обновления: 09.04.2023

Дата публикации: 09.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».