Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

15.11.2024

Автор: Уткина Р.С.

На первом году жизни знакомство ребёнка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сфер начинается с материнской поэзии: колыбельных, пестушек, потешек, прибауток. Недаром говорится, что мать даёт ребёнку жизнь, а материнская поэзия — душу. 

Когда ребёнок начинает понимать речь взрослого, его забавляют короткими стишками-пустошками (пестовать — «нянчить, холить, воспитывать»). Если ребёнку часто повторяют эти стишки, он начинает различать их по звучанию, для него становится понятным смысл некоторых слов, особенно если взрослый их выделяет голосом и интонацией (произносит нараспев: «Рууучки-хватушечки» — и поглаживает их).

Потешки— первые игры ребёнка с пальчиками, ручками, ножками. Ребёнок очень быстро запоминает содержание потешки, активно включается в любимые всеми игры «Ладушки», «Сорока», «Идёт коза...». Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить ещё и ещё раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.

Большинство потешек создавалось в процессе повседневного труда, и в них зачастую содержится наставление: самому маленькому пальчику сорока не дала каши, потому что он не работал, а коза рогатая забодает того, кто каши не ест, молока не пьёт.

Так, играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (однокоренные слова: котя, котенька, коток). Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.

Нужно побуждать ребёнка произносить простые, доступные для него слоги, части потешки, учить показывать все движения, которые совершаются по ходу пестушки или потешки. Для речевого развития особенно важна тренировка пальчиков рук. Задолго до открытия учёными взаимосвязи пальцев руки и речи наши предки придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки- ладушки». Простые движения рук помогают устранить напряжение пальчиков, ослабить непроизвольный хватательный рефлекс, свойственный новорождённому ребёнку, у которого ещё не сформирован мозговой контроль за своими действиями.Хочу такой сайт

Рекомендуется, как можно чаще использовать эти первые произведения устного народного творчества в повседневной жизни детей, сопровождая все их режимные моменты, начиная от пробуждения и заканчивая укачиванием, но в первую очередь тогда, когда у ребёнка есть настроение слушать и желание играть. Когда малыш пробует произнести понравившееся созвучие, необходимо сразу же повторить часть песенки с этим созвучием, всячески поощряя ребёнка к повтору. Можно рассказывать потешку и привлекать к действию игрушки («Прилетели воробьишки в огород», «Кисонька-мурысонька» и другие). Чем беднее у ребёнка запас конкретных представлений, тем большее значение для него имеет художественное слово. Обыгрывая содержание песенок, мы тем самым обогащаем впечатления ребёнка и делаем доступным содержание произведения. Когда пестушка или потешка уже знакома ребёнку, можно предложить ему продолжить игру, включая в неё такие, например, просьбы: «Покажи, где у тебя глазки, а где носик, а где ротик» или «Помаши ручкой бабушке, поздоровайся» и другие. Использование народных игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности доставляет малышу огромную радость.

    Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Большинство детей по своей природе кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке и физиологическом контакте.

Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с малышом, в них можно вносить что-нибудь своё. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, малыш не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.11.2024

Дата обновления: 15.11.2024

Дата публикации: 15.11.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».